В этой статье нам хочется
поговорить о сути проведения диагностики автомобильного двигателя и о важности
данной процедуры для сердца железного коня. Автомобильный двигатель являет
собой довольно сложное механическое устройство, способное при правильном уходе
работать безотказно и долго. Проведенная хозяином автомобиля диагностика
двигателя позволяет проверить текущее состояние всех его систем на наличие
неисправностей и профилактики. Диагностику проводят классически периодически
(промежуток времени или пробег автомобиля).
К сожалению, у многих автолюбителей поводом для проведения такого обследования
двигателя является появление какой-то беспокоящей его неполадки. Часто это
приводит к нежелательным последствиям. В дорогих современных автомобилях
имеется система самодиагностики, выводящая на монитор определенные данные. К
сожалению, той информации не достаточно для полноценного анализа
работоспособности и исправности двигателя.
Диагностика автомобильного двигателя обычно начинается из его общего
визуального осмотра. Обращается внимание на такие параметры, как сухость и
чистота двигателя (следы масла, гари, дыма, топлива), анализа звука его работы
(равномерность, отсутствие шумов), учета его нормального расхода масла и
топлива.
Чистота корпуса двигателя влияет на отвод тепла и нарушает нормальный
температурный режим. Заодно проверяется исправность охладительной системы
двигателя, ведь именно из-за нее могут возникать сбои. В процессе осматриваются
все ее патрубки на наличие повреждений, проверяют уровень затяжки хомутов на
краях, следы течи охладительной жидкости. Система охлаждения может неправильно
функционировать из-за проблем с электрическим вентилятором. Вполне возможно там
вышел из строя предохранитель, температурный датчик или электродвигатель. В
случае не устранения повышения температуры двигателя, это приведет к деформации
прокладки блока, сгоранию клапанов, поршней, двигатель может заклинить. Часто
причиной проблемы становится выход из строя термостата (закрытое положение),
что не дает охладительной жидкости доступа к радиатору охлаждения. Исправность
термостата проверяют на ощупь, во время работы двигателя. Термостат снизу
всегда должен иметь высокую температуру (горячий), если он исправен. Причина
злоключений может крыться в изношенном насосе (люфт) или его протекании.
Радиатор охлаждения состоит из своеобразных сот, которые со временем
засоряются. В случае подобного радиатор при полном нагревании имеет холодные
участки. Устраняется неисправность промывкой (если возможно распаять) или
заменой механизма.
В системе охлаждения нарушается герметичность из-за неисправности клапанов
заливки и воздушного подсоса. Это приводит к кипению жидкости для охлаждения
двигателя. К такому же эффекту может привести образовавшаяся в системе
воздушная пробка. Воздух нужно стравить через специальный клапан, что находится
обычно вверху системы или (если такого прибора не предусмотрено) использовать
любой патрубок с верхней части. Как только тосол появится на поверхности -
процесс устранения воздушной пробки закончен.
Последствием протекания прокладки блока есть проникновение охлаждающей жидкости
в поддон двигателя и образованию ее эмульсии с моторным маслом. Двигатель
начинает быстро перегреваться, а ситуация такая без принятия срочных мер
заканчивается серьезным ремонтом.
Причиной перегрева автомобильного двигателя могут быть трещины и сколы блока в
районе выпускного клапана, его прогар. Не часто, но бывает причиной и трещина в
блоке цилиндров. Такая неисправность определяется визуально в процессе его
разборки.
Смазочная система должна иметь требуемое давление, иначе температурный режим
двигателя серьезно нарушается, ухудшается подача масла на поверхности трущихся
деталей. Эти детали перегреваются и раньше времени приходят в негодность.
Нарушение давления в масляной системе может являться следствием некорректной
работы масляного насоса. Возможно это засорение маслоприемника или
некачественное моторное масло в системе. В случае попадания в систему топлива
или охлаждающей жидкости нарушается также нормальная вязкость масла. Причина
этому пробой мембраны бензонасоса (карбюраторные двигатели) или неисправность
форсунок (дизельные и инжекторные двигатели). Парой причиной перегрева
двигателя является неправильно установленное зажигание или сбои в его системе,
особенно это актуально для дизельных моторов. Все вышеперечисленное говорит нам только в пользу своевременной диагностики
автомобильного двигателя. Только с ее помощью возможно выявление серьезных
поломок на их начальной стадии, когда они еще не привили к фатальному
разрушению деталей двигателя. Диагностика позволяет избежать финансовых потерь
на замену вышедших окончательно из строя элементов двигателя.
Ряд автолюбителей большее внимание отдают диагностике автомобильного двигателя
по издаваемым им в процессе работы шумам. Таким образом, оценивается
работоспособность двигателя. Двигатель, если он исправен и правильно
отрегулирован, работает равномерно, тихо на холостом ходу. Во время набора
оборотов не должно быть краткосрочных провалов и посторонних шумов.
Звуки являются следствием технологических зазоров, которые со временем
увеличиваются и не получают достаточно масла (или получают, но оно не
удерживается в работающей паре). Звук - это признак интенсивного износа,
другими словами. На посторонние шумы нужно реагировать мгновенно, как только
они обнаружены и не оставлять это на завтра. Важно вовремя найти источник этого
звука, используя свои знания о внутреннем устройстве самого двигателя.
Например, цокающий звонкий звук, короткой частоты вращения (коленчатого вала)
свидетельствует об увеличенном зазоре клапанов. Клапанно-распределительное
устройство может иметь неисправности с распределительным валом, связанные с
подшипниками, коромыслом или другими его деталями. Причиной резкого стука в
режиме холостого хода на высоких и средних оборотах могут быть проблемы с
шатунным вкладышем или его крышкой. При равномерном стуке, что совпадает по
такту с коленчатым валом (его обороты) следует винить коренные или шатунные
вкладыши.
Вообще-то данный перечень визуальных признаков и возможных причин
неисправностей можно продолжать долго, но мы ограничились описанием самых
злободневных, так сказать. В заключении можно порекомендовать как можно чаще и
регулярней проводить диагностическое обследование двигателя своего автомобиля и
реагировать на любые подозрительные в процессе его работы звуки, перегревы,
появление пятен масла и прочее незамедлительно. Устранять неполадки проще и
дешевле на начальной стадии - это так же точно, как тот факт, что Земля
круглая. Удачи с вашим железным другом.
|